"Психея Северной Пальмиры"

https://smotrim.ru/article/3064192

Ольга Гильдебрандт-Арбенина в основном известна как муза, вдохновившая Гумилева на "Сентиментальное путешествие", а Осипа Мандельштама на "Возьми на радость из моих ладоней".

Акварели Ольги Гильдебрандт-Арбениной представили на выставке "Психея Северной Пальмиры" в Москве. Экспозиция организована совместно с Национальным союзом библиофилов. О художнице, которую воспевали поэты ХХ столетия, расскажет Алия Шарифуллина. Одна из роковых красавиц петербургского Серебряного века, Ольга Гильдебрандт-Арбенина в основном известна лишь как муза и возлюбленная многих поэтов, вдохновившая Гумилева на "Сентиментальное путешествие", а Осипа Мандельштама на "Возьми на радость из моих ладоней". Но адресат стихотворных посвящений, "Сильфида", "Психея Северной Пальмиры", которую Гумилев назвал "царь-ребенок", прежде всего была художником, с особым ощущением Серебряного века. Работ Гильдебрандт сохранились не так много – их сложно найти в крупных музейных собраниях, гораздо больше осело в частных коллекциях. Михаил Сеславинский собирает акварели художницы с 2007 года. "Она непрофессиональный художник, она может позволить себе рисовать иногда утрированно, специально по-детски, не увлекаясь анатомией, правильной перспективой... Она создает образы, она создает свой мир. Это не просто попытка уйти в сказку, это такая более глубокая философия", – рассказал председатель совета Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский. Что вернее отразило ее личность: собственная живопись или слова влюбленных в нее поэтов? Вопрос этот мучил Ольгу Гильдебрандт не меньше, чем нынешних исследователей ее творчества. Она невольно сравнивала себя то с Ларисой Рейснер, то с Лилией Брик и даже с пушкинской Олениной. Слегка удивленный взгляд на себя, словно со стороны, присутствует и в дневниках, и в воспоминаниях художницы. Но первая особенность ее искусства – в полном отсутствии даже намека на подражание. Во множестве акварелей и живописных "дощечек" Гильдебрандт сумела создать удивительный хрупкий мир, сочетающий в себе и наивность детского рисунка, и грацию ар-деко. "ХХ век нам подарил возможность сломать, убрать границы, рамки между профессиональным творчеством и дилетантским. "Группа 13", которая отметилась на арт-карте России в 1929-1931 году, у них было три события и две выставки, в которых Ольга Гильдебрандт неизменно участвовала. Несмотря на то, что она занималась "домашним" рисованием, вполне на равных соседствует с профессионалами", – сообщил галерист Ильдар Галеев. Ольга Гильдебрандт воспитывалась в театральной семье, училась в Школе русской драмы, выступала в труппе Александринского театра. Как актриса она известности не добилась, хотя, впрочем, к ней и не стремилась. Гильдебрандт пробовала себя в поэзии, а в начале 20-х годов начала рисовать под влиянием Юрия Юркуна, писателя, драматурга, художника и возлюбленного. На этой выставке, кроме ста работ художницы, представлена и графика Юркуна. "Их привлекала друг в друге непосредственность восприятия окружающей действительности, легкость, попытка изобразить все легко, образно, радостно, как будто бы счастье никуда не уходило, никуда не испарялось. Оно присутствует в их сознании. Я думаю, что это была реакция на жестокое окружение", – отметил Ильдар Галеев. Гильдебрандт и Юркун были вместе до его ареста в феврале 1938 года. А осенью он был расстрелян. Сорок два года в день его рождения она продолжала дарить свои акварельные картинки – складывала в шкатулку. Она пережила арест и гибель своих друзей – известных художников и поэтов, утрату большей части своего художественного наследия и Юркуна в осажденном Ленинграде... После войны Гильдебрандт работала лаборантом кафедры биохимии, библиотекарем "Ленфильма". И продолжала писать акварели – легкие, невесомые, в которых при внимательном наблюдении открывается невероятная глубина.

По материалам телеканала "Культура"