Михаил Сеславинский о своих кинешемских корнях

Михаил Сеславинский рассказал о своих кинешемских корнях по материнской линии в интервью еженедельнику «168 часов».

М. И. Лонщакова, Кинешма, 1977 г..jpg- Как зовут вашу маму и когда она родилась?
1503995928.jpg- Маму зовут Тамара Ивановна Сеславинская (в девичестве – Лонщакова). Род ее по материнской линии идет из Кинешемского уезда Костромской губернии. Семья жила в деревне Осиновка, недалеко от села и станции Колшево, где была церковь, больница и школа. Мама Тамары Ивановны — Мария Ивановна Смирнова работала в Кинешме продавцом в газетно-книжном киоске в центре города. Напротив него был мучной магазин, где работал ее будущий супруг — Иван Андреевич Лонщаков. Там они и познакомились, а вскоре поженились. Мария Лонщакова в ожидании первенца поехала в апреле 1931 года в Кострому навестить мужа, где он находился на курсах. 26 апреля 1931 года там, в Костроме, она и родила дочь Тамару. И уже в мае дедушка перевез на санях по еще оставшемуся снегу и распутице все семейство обратно в деревню Осиновку.
И.П. Смирнов.jpgВо время Великой Отечественной войны Иван Андреевич воевал в артиллерии на Калининском фронте, был ранен в ногу и спину, награжден боевыми наградами. В 1940-е годы после войны часто болел, получил 1-ю группу инвалидности и скончался в 1950 году. В семье было четверо детей.

- Знаете ли вы, где жила Тамара Ивановна в Кинешме?
- Сначала семья жила во флигельке на съемной квартире у знакомых на улице Комсомольской.

- Остались ли у вас в Кинешме родственники по материнской линии?
- Да, остались, конечно. В Кинешме у мамы много знакомых и родственников, которых в обязательном порядке навещали. Мы часто ездили к бабушке Мане. Она жила в маленькой двухкомнатной квартирке в переулке Дунаевского. Там я нередко проводил летние месяцы, дружил с ребятами из соседних дворов, с которыми играли в «войнушку» вокруг гаражей и ходили купаться на Волгу, гулять в сосновый бор, покупали творожные «колобки» на центральном рынке.
Мы постоянно переписывались с родственниками, причем бабуся Маня в каждое письмо вкладывала какие-то кусочки-обрывки с дописями. В обязательном порядке обменивались поздравительными открытками не только на дни рождения (мне посылали лотерейные билеты), но и на Новый год, 7 ноября, 8 марта, 1 и 9 мая. Звонили соседям, так как телефона в квартире бабушки не было. Пенсия у бабушки, воспитавшей четверых детей, была около 20 рублей. Это, кстати, к вопросу о модной сейчас теме якобы существовавшего в годы социализма всеобщего благополучия и достатка.
Письмо.jpgОстанавливались также у нашего родственника, ветерана войны Волкова Юрия Павловича в маленьком домике на улице Социалистической. Там жила бабушка Настя, которая, сколько себя помню, бесконечно молилась в своей маленькой комнатке перед древними иконами, поминая всех родственников за здравие и упокой. Прожила в этих молитвах ни много ни мало 93 года! Правда, под конец жизни, как Лютер, кидалась предметами в якобы повадившихся к ней бесов.
Двое маминых младших братьев, к сожалению, уже умерли. А младшая сестра Ирина Звонова до сих пор живет в городе с мужем и детьми, она всю жизнь проработала в кинешемской больнице.

- Что вам рассказывала мама о жизни в Кинешме?
- Тамара Лонщакова, понимая, что без образования в Кинешме можно только прозябать на нищенскую зарплату без каких-либо перспектив, сразу после школы поступила в Ивановский химико-технологический институт и стала жить в Иваново в общежитии. Жила на стипендию, ездила на праздники и каникулы в Кинешму к семье, которая жила очень бедно. Помогала корова, которую приобрели, еще когда был жив Иван Андреевич, в 1947 году, во время его работы на сенопункте. Кроме того, после смерти отца младший брат Тамары перешел в вечернюю школу и стал работать на том же сенопункте, чтобы помогать маме, младшим брату и сестренке.
Тамара Ивановна вспоминала о том, как когда они жили во флигельке на съемной квартире у знакомых (на улице Комсомольской), вдруг в один прекрасный день обвалился потолок. Из образовавшейся дыры на сундук с криком «Спаси, Аллах!» свалилась соседка-татарка, вздумавшая посушить белье на крыше.
Т.И. Сеславинская в годы учебы в Иваново.jpgВоду, естественно, брали из ближайшей уличной колонки, которые, к счастью, еще кое-где сохранились в Кинешме и по сегодняшний день. Удобства, понятно, тоже во дворе.
В 1954 году Тамара Лонщакова успешно закончила факультет неорганических веществ и получила диплом по специальности «Инженер, химик-технолог». По распределению была направлена на работу в Кинешемский химико-технологический техникум, где и проработала первые три года. Затем переехала в Дзержинск Горьковской (ныне Нижегородской) области на работу преподавателем в химический техникум им. Красной Армии, где и трудилась всю жизнь. Там же познакомилась с моим папой. О моем дзержинском детстве можно прочитать в книге рассказов «Частное пионерское», по мотивам которой снят художественный фильм.

Автор: Михаил Жаров
http://www.168.ru/news.html?id=19402
Кинешемский химико-технологичсекий техникум.jpg