Волшебство московских двориков в гравюрах Ивана Павлова

В библиотеке №172 (ул. Шаболовка, 36) прошла выставка гравюр Ивана Павлова из коллекции Михаила Сеславинского.

5524504_2455677.jpg

Название выставки — «Московские дворики» — говорит само за себя. На вернисаже есть изображения Покровки, Остоженки, Пятницкой улицы, двориков близ Даниловского монастыря и Берсеневской набережной, а также домов известных людей — графа Сологуба, Алферова, Гагарина, Шишкиных. Их создатель — Иван Павлов — блестящий живописец и гравер, который одним из первых в России начал работать в технике тоновой гравюры (выполняется на дереве, построена на полутонах) и линогравюре (сделанной на линолеуме). С детства он был очарован Москвой, куда переехал в 1880-х годах из родной деревни Поповка. Получив прекрасное образование (учился в московской граверной мастерской Карла Рихау, затем в петербургском Центральном училище технического рисования барона Штиглица у знаменитого гравера и педагога Василия Матэ и Рисовальной школе Общества поощрения художеств), Павлов скоро перешел от копирования в гравюре шедевров живописи к авторской работе. Сотрудничал как иллюстратор в журналах «Нива», «Живописное обозрение», «Север». Делал выставки и преподавал. Но любимым занятием для него оставался поиск тихих мест, где можно почувствовать обаяние старой уходящей Москвы, такой, какую он помнил с малых лет.

«Так же как Маковский не гнался за показом больших интерьеров, стремясь к выразительности обстановки маленькой комнаты, так и я стремился в хаосе московского пейзажа найти неповторимые привлекающие поэтичностью уголки... Я бродил целыми днями и вечерами по тихим переулкам и старым улицам города и выискивал нужные мне мотивы», — писал в своих воспоминаниях Иван Николаевич.

Павлов был свидетелем бурной трансформации Москвы, начатой после возвращения ей столичных функций в 1918 году. К 40-м годам, в ходе реализации Генплана 1935 года, в городе было уничтожено 50% архитектурно-исторических памятников. Городской пейзаж изменился до неузнаваемости. Павлов, вопреки общему веянию времени, успел запечатлеть ускользающую Москву. На выставке представлены гравюры разных лет: работы из альбомов «Уголки Москвы» (1921), «Старая Москва» (1944–1947) и «Уголки старой Москвы» (1945), созданный к 800-летию столицы.

                                                                                           Мария Москвичева