- Личный сайт библиофила
- Жизнь библиофила
- Русский лубок в коллекциях библиофилов
Русский лубок в коллекциях библиофилов
20 января в клубе «Библиофильский улей» рассуждали о ныне слегка подзабытом направлении собирательства — русском лубке (от слова «луб» — внутренняя часть древесной коры).
А ведь до революции многие маститые коллекционеры с увлечением украшали им свои библиотеки. Эти незамысловатые народные картинки, впервые появившиеся в Китае в IX в. и дошедшие до России к началу XVII в., отличались простотой образов, красочностью (так как нередко раскрашивались от руки в несколько красок), живыми и образными текстами, преимущественно в стихотворной форме. С конца XVIII в. русские коллекционеры начали покупать их, тем самым спасая от заведомой гибели. Среди первых знатоков и владельцев лучших собраний русского лубка — член Императорской Академии Наук Яков (Якоб) Штелин; статс-секретарь Екатерины II Адам Олсуфьев; профессор Императорского Московского Университета Иван Снегирев; историк, владелец знаменитого «Древлехранилища» Михаил Погодин и др.
Вторым своим рождением русский лубок обязан знаменитому московскому издателю Ивану Сытину, который наладил массовое производство народных картинок военно-патриотической и исторической тематики, на сказочные, бытовые, сатирические сюжеты; лубочных букварей, календарей, сонников, гадательных книжек, святцев, литографированных икон и др., развозившихся по всей России. В ХХ веке в этом жанре можно обнаружить работы Каземира Малевича, Владимира Маяковского, Егора Нарбута, Татьяны Мавриной и других художников.
Помимо исторического обзора библиофилам предложили виртуальное путешествие по фондам государственных и частных собраний с «рулевым» Национального союза библиофилов Михаилом Сеславинским. Он рассказал коллегам об истории коллекционирования лубка в России, крупнейших музейных и библиотечных собраниях народных картинок, а также ценообразовании на них.
Конечно, вспомнили и о рыцаре русской гравюры XVIII–XIX вв. Дмитрии Ровинском, большую часть жизни посвятившем изучению и собиранию графики. С особым почтением библиофилы относятся к двум его фундаментальным трудам — редчайшим «Русским народным картинкам» (1881), описанным в «Библиохронике» Алексея Венгерова и его соавторов, и «Материалам для русской иконографии» (1884–1891), где среди прочего представлены и лубки из коллекции Ровинского. Последнее редчайшее фундаментальное издание было продемонстрировано главным редактором
газеты «Московский комсомолец» Павлом Гусевым, что вызвало ажиотаж среди собравшихся, ведь эта уника практически не встречается на рынке.
И напоследок гостям были предложены лубки из коллекций библиофила, букиниста Евгения Жаркова и директора ГПИБ России Михаила Афанасьева. Так, например, последний собрал уникальную подборку лубков религиозной тематики 1970-х гг.
За традиционным чаепитием библиофилы пожелали современным коллекционерам с большим вниманием относиться к русскому лубку, пока цены на них держатся в достаточно демократическом диапазоне.
Людмила Ларионова
А ведь до революции многие маститые коллекционеры с увлечением украшали им свои библиотеки. Эти незамысловатые народные картинки, впервые появившиеся в Китае в IX в. и дошедшие до России к началу XVII в., отличались простотой образов, красочностью (так как нередко раскрашивались от руки в несколько красок), живыми и образными текстами, преимущественно в стихотворной форме. С конца XVIII в. русские коллекционеры начали покупать их, тем самым спасая от заведомой гибели. Среди первых знатоков и владельцев лучших собраний русского лубка — член Императорской Академии Наук Яков (Якоб) Штелин; статс-секретарь Екатерины II Адам Олсуфьев; профессор Императорского Московского Университета Иван Снегирев; историк, владелец знаменитого «Древлехранилища» Михаил Погодин и др.
Вторым своим рождением русский лубок обязан знаменитому московскому издателю Ивану Сытину, который наладил массовое производство народных картинок военно-патриотической и исторической тематики, на сказочные, бытовые, сатирические сюжеты; лубочных букварей, календарей, сонников, гадательных книжек, святцев, литографированных икон и др., развозившихся по всей России. В ХХ веке в этом жанре можно обнаружить работы Каземира Малевича, Владимира Маяковского, Егора Нарбута, Татьяны Мавриной и других художников.
Помимо исторического обзора библиофилам предложили виртуальное путешествие по фондам государственных и частных собраний с «рулевым» Национального союза библиофилов Михаилом Сеславинским. Он рассказал коллегам об истории коллекционирования лубка в России, крупнейших музейных и библиотечных собраниях народных картинок, а также ценообразовании на них.
Конечно, вспомнили и о рыцаре русской гравюры XVIII–XIX вв. Дмитрии Ровинском, большую часть жизни посвятившем изучению и собиранию графики. С особым почтением библиофилы относятся к двум его фундаментальным трудам — редчайшим «Русским народным картинкам» (1881), описанным в «Библиохронике» Алексея Венгерова и его соавторов, и «Материалам для русской иконографии» (1884–1891), где среди прочего представлены и лубки из коллекции Ровинского. Последнее редчайшее фундаментальное издание было продемонстрировано главным редактором
газеты «Московский комсомолец» Павлом Гусевым, что вызвало ажиотаж среди собравшихся, ведь эта уника практически не встречается на рынке.
И напоследок гостям были предложены лубки из коллекций библиофила, букиниста Евгения Жаркова и директора ГПИБ России Михаила Афанасьева. Так, например, последний собрал уникальную подборку лубков религиозной тематики 1970-х гг.
За традиционным чаепитием библиофилы пожелали современным коллекционерам с большим вниманием относиться к русскому лубку, пока цены на них держатся в достаточно демократическом диапазоне.
Людмила Ларионова