Первое заседание клуба "Библиофильский улей"


https://nsb-bibliophile.ru/nsb-v-pechati.html/news_post/trubachev-s-pushkin-pikasso-i-okrainy-peterburga-bibliofily-nachali-2023-god-s-knizhek-vyshedshih-v-1723-1823-i-1923-godah-ng-exlibris-2023-25-yanvarya
 Первое в этом году заседание клуба «Библиофильский улей» открыл собиратель русской поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин, рассказавший о первом выпуске альманаха «Полярная звезда» за 1823 год, изданного Александром Бестужевым и Кондратием Рылеевым. Поставив перед собой благородную просветительскую задачу – «по возможности более ознакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями», – издатели надеялись, что их альманах «по своей новости, по разнообразию предметов и достоинству пьес» понравится многим. Особенно они уповали на дамский читательский круг. Альманах вышел в конце 1822 года и имел громкий успех – как читательский, так и коммерческий.
 Петербуржский библиофил Константин Костюченко выступил с сообщением об одном из балов, организованных в Париже Союзом русских художников 23 февраля 1923 года. Для него художник Михаил Ларионов оформил афишу, программу и билет, которые были показаны на заседании. В качестве логотипа он использовал свой рисунок из поэмы Владимира Маяковского «Солнце» (1923).
В завершение выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский, рассказавший о папке с 12 автолитографиями «Петербург в двадцать первом году» (1923), созданными Мстиславом Добужинским. Искусствовед Эрих Голлербах писал об этой работе: «В отличие от Остроумовой-Лебедевой, запечатлевшей в своих гравюрах и литографиях преимущественно архитектурную красоту Петербурга, художник заглянул и в низины городской жизни, обнял своей любовью не только монументальное великолепие петербургского зодчества, но и жалкое убожество грязных окраин». Сеславинский показал именной экземпляр репрессированного этнографа, заведующего отделением Русского музея – Бориса Крыжановского, а также экземпляр №783 с дарственной надписью, адресованной рижскому художнику и графику: «Многоуважаемому Александру Яковлевичу Крамареву на память встречи в Риге. 9.V. 23. М. Добужинский», и авторской раскраской акварелью автолитографии «Львиный мост». Кроме того, он продемонстрировал редчайшую сюиту из 10 автолитографий, раскрашенных акварелью Добужинским, происходящих из собрания семьи Николая Бенуа.