Онегин, посуда и литературные чекисты

Очередное заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) прошло в уже традиционном формате скайп- конференции. Его темой стали «Две майские находки в закромах моей библиотеки». В дни карантина многие книголюбы копались на полках своих домашних собраний и совершали маленькие открытия.

Первым выступил главный редактор журнала «Невский библиофил» Андрей Дорошин, обнаруживший у себя редкий сборник поэтессы и балерины Тифлисского театра Лидии Щербацкой «Утро» (1921), в котором особое внимание собирателя привлекло стихотворение «Отходная судомойки»:

19-11-2350.jpgПрощай, местечко судомойки,
Я поплыву, как суда Мойки,
И утоплюсь в канале я.
Ах чертова каналия.
Чего ты стал тогда беситься,
Меня оставивши без ситца?
Ведь раньше ты дарил подарки
И целовать таскал под арки.
Пропала бедная Мелания...
Ах почему ему мила не я?

Что навеяло подобный поэтический сюжет в те трудные годы остается только догадываться.

Пушкинист Александр Громов продемонстрировавал гранки несостоявшейся книги «Евгений Онегин в силуэтах Гельмерсена» (1941). Печальна судьба этой книги. Казалось бы, разрешительный штамп «Печатать» за подписью директора Гослитмузея Владимира Бонч-Бруевича должен был стать ее охранной грамотой, но издание из типографии так и не вышло. Всему виной трагическая, но до боли знакомая судьба многих современников «неистового Бонча»: в 1937 году художник-силуэтист Василий Гельмерсен (1873-1937) был расстрелян…

Завершающим аккордом стало выступление председателя НСБ Михаила Сеславинского, посвященное двум книгам. Первая из них – это поэма Павла Антокольского «Сын» (1943) с оформленной поэтом обложкой, на которой акварелью выписаны две цифры 18 и 1943, означающие возраст, в котором его сын погиб на войне и год выхода книги, и автографом его второй жене актрисе Зое Бажановой: «Родной моей Зое. Павел. 30 ноября 1943 года». 

Безыменский.jpgВторая книга – «Комсомолия» Александра Безыменского (1929) с дарственной надписью известному библиофилу и писателю Владимиру Лидину: «Дорогому Вл. Лидину!  Мы смело оба лезем в драку. /  Из нас ведь каждый голосист ! / И потому, что забияки, / И потому, что коммунист. /  20.VII. 1953. А. Безыменский». 

Неказистая рифма вызывает улыбку. Но дополнением к ней стал рассказ Сеславинского о протоколах обыска Генриха Ягоды.
Вместе с коллекцией трубок, порнографических снимков и другими экзотическими предметами была найдена книга с собственноручными  записями писателей и журналистов, посетивших Беломоро-Балтийский канал. Все они, включая строки Лидина, носят комплиментарный характер, но Безыменский взошел на самую высокую ступень этого сомнительного пьедестала:

«Товарищу Ягоде
от поэта, с гордостью носящего присвоенное ему
враждебной нам прессой всех стран имя литературного чекиста,

Донесение

Я сообщаю героической Чека,
Что грандиозность Беломорского канала
И мысль вождя, что жизнь ему давала,
Войдут невиданной поэмою в века,
И если коллективом вдохновений
Поэму Беломорского пути
Сумеем мы в литературу донести,
То это будет лучшее из наших донесений».


Сергей Трубачев