- Личный сайт библиофила
- Жизнь библиофила
- Библиофилы наведались в «гнездышко» художницы Елизаветы Бём
Библиофилы наведались в «гнездышко» художницы Елизаветы Бём
https://nsb-bibliophile.ru/nsb-v-pechati.html/news_post/trubachev-s-bez-agressii-i-zhelchi-bibliofily-navedalis-v-gnezdyshko-hudozhnicy-elizavety-bem-ng-exlibris-2023-1-noyabrya
Члены Национального союза библиофилов (НСБ) провели выездное заседание в Государственном музее А.С. Пушкина, где посетили выставку «Многообразие творчества Елизаветы Бём», приуроченную к 180-летию со дня рождения этой художницы, иллюстратора, книжного графика. Экспонаты на нее предоставили как государственные музеи, так и частные коллекционеры, среди которых Михаил Сеславинский, Татьяна и Сергей Подстаницкие, Софья Чапкина-Руга, Игорь Вилькин, Станислав Савченко, Андрей Мелашенко. Основу выставки составили работы из собрания петербургского антиквара Сергея Ляха. Специально приехав на это мероприятие из Северной столицы, он рассказал, что собирать работы художницы начал более 30 лет назад, когда в его руки попала большая папка с ее рисунками, акварелями и литографиями. Постепенно у него стали появляться и другие работы Бём, из них со временем сложилась большая коллекция, многие вещи из которой можно сегодня увидеть на выставке. Как отметил собиратель, творчество Елизаветы Бём ему нравится тем, что оно мягкое, душевное, в нем нет агрессии и желчи. Выступивший вслед за ним директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев рассказал о том, как возникла идея этой выставки и как она была реализована. По его словам, сегодня Бём интересна не только филокартистам и любителям книжной графики, но и как замечательная художница, ставшая автором иллюстраций к целому ряду произведений русской литературы. Кроме того, он отметил, что Бём была еще и хранителем русского языка. Представленные на выставке «Азбука» и «Пословицы» – это кладезь русского языка, и лучший материал, в котором рассказывалось бы об этом, найти трудно. Кураторскую экскурсию для библиофилов провела исследовательница творчества художницы Софья Чапкина-Руга. Она напомнила, что Елизавета Бём (1843–1914) была одной из первых женщин-художников, получивших профессиональное художественное образование в Российской империи. В ее творчестве отразились как традиционный русский стиль, так и национально-романтическое направление модерна. Реализуя себя в разных техниках изобразительного искусства, она создавала целые серии силуэтов и акварелей, портретов детей, иллюстрировала произведения русских писателей, была одной из первых, кто исполнял открытые письма, и одной из немногих, кто делал эскизы для изделий из стекла. Ее произведения получали призы на международных выставках Европы и Америки, среди ее заказчиков – члены императорской семьи, в том числе Александр III и Николай II, губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, а среди коллекционеров ее работ – Павел Третьяков, Алексей Бахрушин, Владимир Стасов, Дмитрий Ровинский и др. Библиофилы смогли воочию увидеть эскизы и литографии Бём к поэме Николая Некрасова «Мороз – Красный нос», рисунки к пьесе Льва Толстого «Власть тьмы», книги с ее иллюстрациями, среди которых «Моя первая священная история», «Моя первая естественная история», «Золотые колосья», «Обо всем понемногу», «Почитаешь – другим скажешь», «Гнездышко», «Азбука», альбомы «Силуэты Е. Бём», «Силуэты из жизни детей», «Пирог. Силуэты Е. Бём», «Типы из «Записок охотника» И.С. Тургенева в силуэтах Елиз. Бём». Не остались без внимания и многочисленные открытки пасхальной и праздничной тематики, бланки и ресторанные меню. Никого не оставили равнодушными и изделия из стекла, созданные по эскизам Бём на Дятьковском хрустальном заводе Василия Мальцова в 1870–1900-е годы и впервые столь полно представленные на выставке. Чего стоят, например, пресс-папье с грифоном и вензелем, солонка-павлин «Дятьково» или письменный набор «Морское дно»! В рамках выездного заседания состоялась презентация красочного альбома-каталога, изданного тиражом 500 экземпляров.
По материалам сайта ng.ru автор С.Трубачев
Члены Национального союза библиофилов (НСБ) провели выездное заседание в Государственном музее А.С. Пушкина, где посетили выставку «Многообразие творчества Елизаветы Бём», приуроченную к 180-летию со дня рождения этой художницы, иллюстратора, книжного графика. Экспонаты на нее предоставили как государственные музеи, так и частные коллекционеры, среди которых Михаил Сеславинский, Татьяна и Сергей Подстаницкие, Софья Чапкина-Руга, Игорь Вилькин, Станислав Савченко, Андрей Мелашенко. Основу выставки составили работы из собрания петербургского антиквара Сергея Ляха. Специально приехав на это мероприятие из Северной столицы, он рассказал, что собирать работы художницы начал более 30 лет назад, когда в его руки попала большая папка с ее рисунками, акварелями и литографиями. Постепенно у него стали появляться и другие работы Бём, из них со временем сложилась большая коллекция, многие вещи из которой можно сегодня увидеть на выставке. Как отметил собиратель, творчество Елизаветы Бём ему нравится тем, что оно мягкое, душевное, в нем нет агрессии и желчи. Выступивший вслед за ним директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев рассказал о том, как возникла идея этой выставки и как она была реализована. По его словам, сегодня Бём интересна не только филокартистам и любителям книжной графики, но и как замечательная художница, ставшая автором иллюстраций к целому ряду произведений русской литературы. Кроме того, он отметил, что Бём была еще и хранителем русского языка. Представленные на выставке «Азбука» и «Пословицы» – это кладезь русского языка, и лучший материал, в котором рассказывалось бы об этом, найти трудно. Кураторскую экскурсию для библиофилов провела исследовательница творчества художницы Софья Чапкина-Руга. Она напомнила, что Елизавета Бём (1843–1914) была одной из первых женщин-художников, получивших профессиональное художественное образование в Российской империи. В ее творчестве отразились как традиционный русский стиль, так и национально-романтическое направление модерна. Реализуя себя в разных техниках изобразительного искусства, она создавала целые серии силуэтов и акварелей, портретов детей, иллюстрировала произведения русских писателей, была одной из первых, кто исполнял открытые письма, и одной из немногих, кто делал эскизы для изделий из стекла. Ее произведения получали призы на международных выставках Европы и Америки, среди ее заказчиков – члены императорской семьи, в том числе Александр III и Николай II, губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, а среди коллекционеров ее работ – Павел Третьяков, Алексей Бахрушин, Владимир Стасов, Дмитрий Ровинский и др. Библиофилы смогли воочию увидеть эскизы и литографии Бём к поэме Николая Некрасова «Мороз – Красный нос», рисунки к пьесе Льва Толстого «Власть тьмы», книги с ее иллюстрациями, среди которых «Моя первая священная история», «Моя первая естественная история», «Золотые колосья», «Обо всем понемногу», «Почитаешь – другим скажешь», «Гнездышко», «Азбука», альбомы «Силуэты Е. Бём», «Силуэты из жизни детей», «Пирог. Силуэты Е. Бём», «Типы из «Записок охотника» И.С. Тургенева в силуэтах Елиз. Бём». Не остались без внимания и многочисленные открытки пасхальной и праздничной тематики, бланки и ресторанные меню. Никого не оставили равнодушными и изделия из стекла, созданные по эскизам Бём на Дятьковском хрустальном заводе Василия Мальцова в 1870–1900-е годы и впервые столь полно представленные на выставке. Чего стоят, например, пресс-папье с грифоном и вензелем, солонка-павлин «Дятьково» или письменный набор «Морское дно»! В рамках выездного заседания состоялась презентация красочного альбома-каталога, изданного тиражом 500 экземпляров.
По материалам сайта ng.ru автор С.Трубачев