- Личный сайт библиофила
- Жизнь библиофила
- Басни всех размеров
Басни всех размеров
В череде юбилейных мероприятий, приуроченных к 250-летию со дня рождения Ивана Крылова (1769-1844), отметился и клуб «Библиофильский улей». В его стенах состоялось 87-е заседание, которое было посвящено этому событию. Открыл его председатель Национального союза библиофилов (НСБ) Михаил Сеславинский, специально сочинивший к этой дате басню «Сапожник и библиофил». «НГ-EL» напечатает ее в одном из ближайших номеров.
Задав особый, праздничный тон заседания, председатель НСБ предоставил слово одному из завсегдатаев клуба – Борису Хайкину, который представил на суд библиофильской общественности редкий экземпляр «Басен» Крылова, изданных в 1819 году, и книгу Михаила Лобанова «Жизнь и сочинения Крылова» (1847) с дарственной надписью «Его превосходительству Якову Ивановичу Ростовцеву на память о его приятеле Иване Андреевиче Крылове и сочинителе его биографии Михаиле Евстафьевиче Лобанове, почитавшим их обоих. Вдова Ольга Лобанова. 25 марта 1847 года» и владельческой записью самого Якова Ростовцева – государственного деятеля, близкого друга и душеприказчика Ивана Крылова.
Старейшина московских библиофилов Леонард Чертков показал собравшимся 7 из 10 книг «Басен» Крылова, изданных ВХУТЕМАСОМ в 1922 году, иллюстрации к которым сделали такие художники, как Александр Дейнека, Андрей Гончаров, Елена Козлова, Исаак Рабичев, Вениамин Глан-Глобус.
По традиции завершил заседание Михаил Сеславинский, представивший коллегам роскошную подборку прижизненных изданий Крылова из своего собрания. Среди них стоит отметить литературный журнал «Зритель» (1792), в одном из номеров которого была помещена восточная сказка Крылова «Каиб», названная Николаем Смирновым-Сокольским «едва ли не самым смелым после радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» произведением, направленным против деспотизма и самодержавия», и три редкие «добасенные» пьесы Крылова: «Бешеная семья (1793), «Американцы» (1800) и «Урок дочкам» (1816).
Помимо них в собрании председателя НСБ находятся почти все прижизненные издания «Басен» Крылова, среди которых можно выделить издание 1811 года, происходящее из собрания библиофила и общественного деятеля Александра Неустроева, одно из лучших иллюстрированных изданий начала ХIХ века – «Басни Крылова: в 3-х частях» (1815), происходящее из библиотеки Царского Села, издание 1825 года – шедевр гравировального и типографского искусства, на выпуск которого император Александр I выделил огромную по тем временам сумму – 10 000 руб., и знаменитое издание, вышедшее в том же 1825 году, – «Басни русские, извлеченные из собрания И.А. Крылова, с подражанием на французском и итальянском языках разными. Собрание сие украшено портретом автора и пятью отпечатанными рисунками».
Однако подлинной жемчужиной собрания Сеславинского по праву можно считать миниатюрное издание басен Крылова, выпущенное Экспедицией заготовления государственных бумаг в 1855 году. Размер этой книги составляет 1/256 долю листа (29х22 мм) и включает в себя 25 басен. Это издание отмечается во многих библиографических работах как «документ, свидетельствующий о высоком искусстве русских типографских умельцев, могущих при случае и «блоху подковать», и по праву считается вершиной искусства миниатюрной книги в России».
Дабы не затерять эту кроху в библиофильских руках, члены клуба образовали цепочку из рук, опосредованно прикоснувшись к шедевру.
Задав особый, праздничный тон заседания, председатель НСБ предоставил слово одному из завсегдатаев клуба – Борису Хайкину, который представил на суд библиофильской общественности редкий экземпляр «Басен» Крылова, изданных в 1819 году, и книгу Михаила Лобанова «Жизнь и сочинения Крылова» (1847) с дарственной надписью «Его превосходительству Якову Ивановичу Ростовцеву на память о его приятеле Иване Андреевиче Крылове и сочинителе его биографии Михаиле Евстафьевиче Лобанове, почитавшим их обоих. Вдова Ольга Лобанова. 25 марта 1847 года» и владельческой записью самого Якова Ростовцева – государственного деятеля, близкого друга и душеприказчика Ивана Крылова.
Старейшина московских библиофилов Леонард Чертков показал собравшимся 7 из 10 книг «Басен» Крылова, изданных ВХУТЕМАСОМ в 1922 году, иллюстрации к которым сделали такие художники, как Александр Дейнека, Андрей Гончаров, Елена Козлова, Исаак Рабичев, Вениамин Глан-Глобус.
По традиции завершил заседание Михаил Сеславинский, представивший коллегам роскошную подборку прижизненных изданий Крылова из своего собрания. Среди них стоит отметить литературный журнал «Зритель» (1792), в одном из номеров которого была помещена восточная сказка Крылова «Каиб», названная Николаем Смирновым-Сокольским «едва ли не самым смелым после радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» произведением, направленным против деспотизма и самодержавия», и три редкие «добасенные» пьесы Крылова: «Бешеная семья (1793), «Американцы» (1800) и «Урок дочкам» (1816).
Помимо них в собрании председателя НСБ находятся почти все прижизненные издания «Басен» Крылова, среди которых можно выделить издание 1811 года, происходящее из собрания библиофила и общественного деятеля Александра Неустроева, одно из лучших иллюстрированных изданий начала ХIХ века – «Басни Крылова: в 3-х частях» (1815), происходящее из библиотеки Царского Села, издание 1825 года – шедевр гравировального и типографского искусства, на выпуск которого император Александр I выделил огромную по тем временам сумму – 10 000 руб., и знаменитое издание, вышедшее в том же 1825 году, – «Басни русские, извлеченные из собрания И.А. Крылова, с подражанием на французском и итальянском языках разными. Собрание сие украшено портретом автора и пятью отпечатанными рисунками».
Однако подлинной жемчужиной собрания Сеславинского по праву можно считать миниатюрное издание басен Крылова, выпущенное Экспедицией заготовления государственных бумаг в 1855 году. Размер этой книги составляет 1/256 долю листа (29х22 мм) и включает в себя 25 басен. Это издание отмечается во многих библиографических работах как «документ, свидетельствующий о высоком искусстве русских типографских умельцев, могущих при случае и «блоху подковать», и по праву считается вершиной искусства миниатюрной книги в России».
Дабы не затерять эту кроху в библиофильских руках, члены клуба образовали цепочку из рук, опосредованно прикоснувшись к шедевру.