Новые книжные проекты

В журнально-издательских кругах в советское время была такая расхожая фраза: «Редакционный портфель заполнен на год (два, три...) вперед». Так и мой собственный редакционно-издательский портфель содержит десятки наименований будущих книг и статей, которые хотелось бы написать. В связи с этим вспоминаются известные строки Тараса Шевченко: «Думи мої, думи мої, // Лихо мені з вами!»Две задуманные книги представляются в данной статье не только в качестве развернутой идеи, но и приглашения к совместному творчеству.

Оба эти проекта, что называется, лежат на поверхности, и удивительно, что они не осуществлены и не обсуждены даже просто в качестве идеи до сих пор.

Русские книжные редкости ХХ века

Для многих библиофилов и знатоков настольной книгой является каталог «Русские книжные редкости. Опыт библиографического описания редких книг с указанием их ценности» известного библиографа и букиниста Николая Ильича Березина (1866‒1938), более известного как Н.Б., ибо именно такими инициалами он обозначил свое авторство на титульном листе. Первая часть книги вышла в Москве в 1902 года и содержит 691 наименование изданий. Несколько позже было издано дополнение в виде второй части, в которую была включена еще 361 позиция. Итого — 1052 редкие книги. Каталог «Посвящается всем любителям и собирателям редких книг». В предисловии Н.И. Березин поясняет, что целью его труда является желание сделать более комфортной жизнь своих коллег, которым до этого приходилось тратить много времени, пытаясь найти в антикварно-букинистических каталогах интересующие их наименования книжных редкостей. Данное издание значительно облегчало эту задачу, причем автор сосредоточился именно на XIX века, подчеркивая, что не хочет повторять работу, уже выполненную своими предшественниками — B.C. Сопиковым, Н.В. Губерти, И.М. Остроглазовым. Поэтому в каталог из числа изданных до 1820 года книг были включены лишь самые яркие и наиболее известные издания.

Сейчас, когда прошло уже более 12 лет по завершении предшествующего столетия, вполне возможно, без спешки и суеты, задать вопрос об актуальности создания аналогичного каталога редких книг ХХ века. Этому может предшествовать обсуждение между знатоками данной темы критериев отбора конкретных изданий. Представляется, что составитель каталога должен быть один, как это всегда было в истории русской библиографии редких книг, но вот дискуссия вокруг предлагаемых изданий может носить открытый характер. В любом случае некоторые нотки субъективного библиофильского подхода имеют право на существование.

1. Книги, которые печатались в ограниченном количестве экземпляров и не поступили в продажу.

2. Книги, которые были истреблены по какому бы то ни было случаю.

3. Оттиски из журналов, в большинстве издаваемые в количестве 100 экземпляров.

4. Издания, печатанные в отдаленной провинции.

5. Родословия или генеалогические исследования, как предназначенные для родных и знакомых, издаваемые большей частью в очень малом количестве экземпляров не для продажи.

6. Народные и так называемые «летучие» издания, печатавшиеся к какому-нибудь событию, например на войны: 1812, 1854, 1877 годы, по случаю царского приезда, коронации и на множество других событий1.

Надо сказать, что данная классификация главным образом основывается на поступившем в распространение тираже изданий. При этом в самом каталоге достаточно второстепенных книг, распроданных через магазины и оставшихся в малом количестве экземпляров в продаже. Парадоксально, конечно, из нашего времени выглядит отсутствие прижизненных изданий А.С. Пушкина, притом что его собрание сочинений 1887 года под редакцией П.О. Морозова наличествует в первой части каталога. Грешит он и другими особенностями, присущими достаточно короткому во временном отношении этапу собирательских интересов. В первую очередь речь идет о широком включении в список редкостей оттисков и книг исторического характера, причем выходивших в последней трети XIX века2. Существовавший в начале ХХ века интерес к разнообразным вопросам российской истории закономерно позволял букинистам считать эти направления весьма востребованными.

Ну и, конечно, в перечне встречаются совсем курьезные позиции, также почему-то любимые отечественными библиофилами3.

Уже в 1920-е годы между учеными, букинистами и библиофилами разгорались нешуточные дискуссии о том, что можно называть редкой книгой и какова ее культурная ценность и востребованность4. Не вдаваясь в теорию и дефиниции книжных редкостей, выскажем свою точку зрения.

Даже по отношению ко многим указанным у Н.Б. редким книгам позиция современных библиофилов является весьма скептической. Не пресловутые описания микроорганизмов пыли на волжских пароходах, монет джучидов, дорагандов, джелаиридов эпохи Тохтамыша и даже не родословные Селифонтовых и Молоствовых заставляют учащенно биться их сердца. Нам подавай всего прижизненного Гоголя, Пушкина, Лермонтова! Мы готовы рыдать над «Северными цветами» и «Невским альманахом», да и над многим другим, не упомянутым в каталоге Н.Б. «Русские книжные редкости». Всe больше общекультурное значение редкого издания становится главным критерием, влияющим на его спрос и ценообразование.

И бесконечная череда исторических трудов по узким направлениям уже давно заняла свое достойное место на полках государственных библиотек, постепенно исчезая из библиофильских собраний. Сведения исторического характера стали общедоступными и не имеют того эффекта новизны, что в XIX века.

Еще более значительным сочетание этих двух факторов — редкость и культурное значение — становится применительно к книгам ХХ века. Малотиражные брошюры российских историков с 1900 по 1990-е годы являются привлекательными для библиофилов лишь в случае крайнелюбопытного фактического материала*. И уже совсем не идет речь в этом контексте о малотиражных изданиях по точным наукам и естественно-научным дисциплинам. Шансов попасть в разряд книжных памятников у всех вышеперечисленных изданий крайне мало.

* Конечно, различные оттиски присутствуют в личных собраниях библиофилов и тематически дополняют те или иные разделы. Но трудно встретить книжного собирателя, который бы обходил букинистов «в охоте» на такие редкости.

Основные маршруты книжного собирательства обходят эти периферийные области стороной.

В самом приблизительном очертании попробуем выявить основные сегменты книжных редкостей ХХ века. При этом еще раз подчеркнем, что количественные критерии Н.И. Березина не принимаются нами в качестве самодостаточного фактора; в большей степени мы основываемся на классическом определении книжных памятников**5, хотя для некоторых книг, как для хорошего вина, еще не накоплен достаточный временной аромат. Поэтому к изданиям 1980‒90-х годов мы пока относимся не то чтобы скептически, но подразумеваем необходимость более длительной временной паузы. Мы также не можем в рамках данной статьи приводить многочисленные примеры с библиографическими описаниями, поэтому позволим себе более свободный стиль изложения.

** Термин «книжный памятник» выступает синонимом традиционных «редкая книга» и «ценная книга» и имеет следующие три значения: 1) книги, вышедшие или сохранившиеся в малом количестве экземпляров; 2) книги, вышедшие или сохранившиеся в малом количестве экземпляров и выдающиеся по своим качественным характеристикам; 3) книги, выдающиеся по своим качественным характеристикам безотносительно того, в каком количестве экземпляров они существуют (для обозначения последних используется также термин «ценная книга»).

1.             Первые книги известных поэтов, изданные, как правило, тиражами 200‒500 экземпляров. Речь идет, например, об А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернаке, В.В. Маяковском, О.Э. Мандельштаме, М.И. Цветаевой, Н.С. Гумилеве, В.В. Набокове, Б.К. Лившице и других.

2.             Редкие книги русского авангарда, включая экземпляры с авторской раскраской***.

*** Вообще, тема авторской раскраски является самостоятельным направлением. Отметим лишь, что именно в ХХ веке можно более уверенно вычленить сегмент изданий, печатавшихся с изначальной задумкой о выпуске части тиража с авторской раскраской. Яркий пример — книжечки артели художников «Сегодня» из числа 125 экземпляров каждого издания с такой раскраской. Именно они достойны, на наш взгляд, включения в обсуждаемый список.

3.             Малотиражные библиофильские издания 1910‒20-х годов. Вряд ли в эту главу могут попасть издания с тиражом 900‒2000 экземпляров, но такие редкости, как «Павловский парк» В.М. Конашевича, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Четырнадцать рисунков украинской азбуки» Г.И. Нарбута, именные раскрашенные экземпляры книг издательства «Аквилон», полная «Le livre de la marquise», «Что есть табак» А.М. Ремизова и др.6 обязаны в ней быть.

4.             Наиболее значительные и редкие детские книги, в том числе с произведениями О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, Д. Хармса и других.

5.             Редкие малотиражные, провинциальные, конфискованные газеты и журналы, внесшие существенный вклад в историю русской периодической печати.

6.             Запрещенные и уничтоженные по идеологическим причинам книги, имеющие важное культурное значение. В качестве примеров приведем оформленный Ю.П. Анненковым «Приказ Р.В.С. Республики № 279», первый и единственный том «Бесов» Ф.М. Достоевского и «Сказки, песни, загадки» в оформлении В.В. Лебедева издательства «Academia» и др.7 При этом очевидно и то, что основная часть разнообразных книг и брошюр, изымавшихся из продажи и библиотек, ввиду наличия там фамилий «врагов народа», в наш список не попадут.

7.             Редкие интересные издания эпохи Гражданской войны, ГУЛАГа, некоторые ведомственные и секретные издания.

8.             Литерные издания для членов ЦК КПСС и высокопоставленных номенклатурных работников, выходившие в советское время в издательстве «Прогресс» малыми тиражами и фактически не появляющиеся даже в наши дни на антикварно-букинистическом рынке8. Впрочем, эта позиция представляется нам требующей дополнительного обсуждения.

9.             Исчезнувшие в «читательских объятиях» первые издания произведений некоторых советских авторов (И.Э. Бабеля, Е.Л. Шварца, А.В. Вампилова, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова, М.А. Булгакова), о которых подробно пишет в своей статье один из авторов настоящего сборника И.Ю. Охлопков.

10.         Ряд конструктивистских изданий 1920‒30-х годов.

  Открытым остается вопрос: должны ли в наш каталог попасть книги, изданные в странах Балтии в 1920‒30-е годы, а также, например, берлинские издания «Петрополиса» и некоторых других издательств. Впрочем, таких вопросов наберется немало. Хотелось бы для организации эффективной работы провести уникальный для научно-библиофильского сообщества эксперимент: на одном из популярных сайтов «книжной ориентации» вывесить подготовленный предварительно сформированный нами список редких книг и организовать в течение нескольких месяцев его обсуждение среди книговедов, библиофилов и букинистов с возможностью предложения новых наименований и позиций.

Такая работа могла бы быть организована в следующем году, а сам каталог увидит свет в 2015 году.

Третий том «Моей библиотеки» Н.П. Смирнова-Сокольского

Просматривая аукционные и букинистические каталоги, пытливый читатель без труда найдет там пометку: «Нет у Смирнова-Сокольского». Эта же фраза постоянно звучит в разговорах книговедов, букинистов и библиофилов. Действительно, легендарный двухтомник9 при всeм разнообразии представленных изданий и вроде бы даже исчерпывающей полноте имеет свою специфику, позволяющую задуматься над созданием его дополнения.

При этом напомним, что в нем без малого полтора тома занимает аннотированная часть, крайне востребованная в книжном сообществе. Цитаты из описаний конкретных изданий присутствуют во многих книговедческих работах, тех же аукционных каталогах, да и просто воспроизводятся в устных разговорах знатоков старой книги10. Собственно, эти 2300 наименований и составляют суть библиотеки Н.П. Смирнова-Сокольского, именно они соответствуют векторам его собирательской деятельности. Если вспомнить военные карты с жирными красными стрелками, указывающими направление наступлений армий, полков и батальонов, то из аннотированной части «Моей библиотеки» вырисовываются эти линии библиофильского курса: книги XVIII века, прижизненные издания русских классиков, альманахи и сборники, библиофильские редкости, периодические издания и т. д.

Вторая, неаннотированная часть каталога включает в себя около 2500 позиций. Значительное место здесь занимает художественная литература, в том числе Серебряного века и советского периода, критика и литературоведение, книги по искусству, театру и истории музыки, ну и, конечно, библиография, которая по сути своей должна была бы попасть в аннотированную часть каталога. Но в целом неаннотированная часть библиотеки Н.П. Смирнова-Сокольского не претендует на исчерпывающую полноту и вполне очевидно, что ее можно дополнять и расширять до бесконечности. Таким образом, вряд ли третий том библиотеки Смирнова-Сокольского может строиться на принципе дополнения этой части книжного собрания. Подобная работа не имеет смысла и противоречила бы сути и духу книжной сокровищницы великого библиофила. Ну, действительно, разве повернется язык сказать про какое-либо из изданий «Academia» или про поэтические сборники С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама или В.В. Маяковского: «Их не было в библиотеке Смирнова-Сокольского»?

Поэтому третий том должен формироваться из описаний книг, находящихся на «столбовой дороге» аннотированной части двухтомника, пусть и состоящей из менее значительных путей и тропинок. Естественно, в первую очередь — из книг XIX века, причем не заходя в бесконечное книжное поле беллетристики, детских книг, исторических и научно-популярных изданий его последней трети. Исключения могут составлять особые экземпляры, библиофильские редкости и крайне любопытные издания, которые не резали бы взгляд на полках знаменитой библиотеки. Конечно, это несколько субъективный подход, но разве существуют частные книжные собрания, не созданные на такой платформе?

Наверное, единичные экземпляры могли бы проникнуть в третий том и из ХХ века, но только в виде исключения. Забегая вперед, в качестве него приведем в пример знаменитый нецензурированный трехтомник писем В.Г. Белинского11, указанный даже в «Дезидератах» П.П. Шибанова12 и отсутствовавший у Н.П. Смирнова-Сокольского.

Право на формирование третьего тома с подобной концепцией имеет только библиофил. Именно частное собрание «Нет у Смирнова-Сокольского», составленное трудами книжного охотника поэкземплярно, в трудах, в беготне по букинистическим магазинам, в сражениях с конкурентами на аукционах, выисканное и приобретенное из личных собраний или вымененное со страстями и спорами у своих коллег, сформированное в течение многих лет, одним словом, выстраданное, может стать равноценным продолжением легендарной «Моей библиотеки». Кроме того, окрашенное вкусами владельца такое собрание позволяет избежать дискуссий о том, почему то или иное издание не попало в пресловутый третий том.

Втайне от букинистов и дилеров, дабы не поднимать цены на подобные экземпляры, я начал формировать эту часть своей библиотеки примерно три-четыре года назад. Логика подсказывает, что такая секретная работа и должна была бы быть продолжена и незачем раскрывать библиофильско-букинистической общественности свои планы. Но ведь от нее одновременно требуется помощь в поиске подобных изданий. За указанный период времени было подобрано около 150‒200 книг, и темп по понятным причинам замедлился. Книжный рынок не бесконечен, да и финансовые ресурсы не позволяют это делать с той легкостью, что была присуща известному артисту и основателю Театра эстрады. Находить и приобретать раз в неделю книгу по этой теме — почти недостижимая мечта. А ведь для полноценного аннотированного третьего тома (нет сомнений, что он должен содержать такие же насыщенные и интересные историко-литературные справки и библиографические описания) требуется по меньшей мере около 500 книг (50 книг в год — десять лет поисков!). Напомним, что в первом томе «Моей библиотеки» описано 1388 изданий. Правда, иллюстративный ряд не столь богат, каким мог бы быть. Полагаю, что, в соответствии с вновь сложившимися традициями выхода каталогов и описаний книжных коллекций из частных собраний, названных 500 изданий было бы вполне достаточно для достойной подготовки третьего тома «Моей библиотеки»13.

Сразу же хочу оговориться, что встречающиеся ошибки в именном и тематическом указателях двухтомника могут спровоцировать и отдельные библиографические ляпы в новом проекте. Но куда же без них?

Теперь, оговорив все критерии книжных дополнений, можно попытаться сегментировать издания, отсутствующие в аннотированной части каталога библиотеки Смирнова-Сокольского.

Начнем с настоящих дезидерат, которые просто не попадались в поле зрения великого собирателя. Ярким примером таких изданий служит «Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе» Матвея Комарова. В знаменитом собрании было лишь шестое издание 1834 года. При этом Н.П. Смирнов-Сокольский пишет:

«Все мои стремления раздобыть первое издание "Повести" или какое-либо издание XVIII века остались тщетными. Приобретение издания даже 1834 года оказалось делом совсем не легким. Так мало экземпляров их сохранилось»14.

При этом собиратель посчитал необходимым, вслед за изданием 1834 году, описать имеющееся в его библиотеке сытинское издание 1888 года, хотя, казалось бы, подобному «раритету» не место в аннотированной части каталога.

Основываясь на своем собирательском опыте, могу сказать, что в наши дни встретить «Повесть о милорде» несколько легче, чем в благословенные времена книжного изобилия эпохи Смирнова-Сокольского. Мне она попадалась в разных изданиях, но в библиотеку по соотношению «цена-качество» попали три экземпляра. Причем два из них — четвертое издание 1791 года с богатым иллюстративным рядом.

У Смирнова-Сокольского описана известная фабула выхода книги в свет и ее дальнейшая история, но по непонятным причинам не приведена хрестоматийная цитата из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

 

Эх! эх! придет ли времечко,

Когда (приди, желанное!..)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

 

Кстати сказать, в неаннотированной части каталога мы встретим описание «Военных подвигов и анекдотов прусского генерал — фельдмаршала и орденов разных государств кавалера Блюхера, взятые из собственных его записок, со времени Французской революции», изданной в Москве в 1813‒1814 годы с портретом самого Г.-Б. Блюхера, гравированного А.П. Грачевым15.

Составители «Моей библиотеки» воспроизвели лишь фронтиспис с портретом милорда и титульный лист московского издания 1834 года. Представляется, что читателю третьего тома будет весьма интересно увидеть и еще какие-либо картинки (как отметил Смирнов-Сокольский, «грубо гравированные»), иллюстрирующие содержание повести.

Столь подробный рассказ об одном из изданий, отсутствовавших в рассматриваемом библиофильском собрании, мы позволим себе лишь один раз, а в дальнейшем в целях экономии просто будем приводить примеры одной-двух книг к каждому разделу.

Очевидно, что старопечатные книги не были предметом вожделения знаменитого собирателя. В «Моей библиотеке» описаны лишь два издания XVII века — «Грамматика славенская Мелетия Смотрицкого» 1648 года (по всей видимости, Смирнова-Сокольского привлек прекрасный провенанс: «превосходный экземпляр в красном сафьяне более позднего времени, с золотым обрезом. Из собрания Н.Ю. Ульянинского») и «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-российского народа» 1680 года16. Таким образом, старопечатные книги не могут быть органичным добавлением к аннотированной части «Моей библиотеки».

Несколько по-другому видится ситуация с выходившими в XIX веке. многочисленными описаниями храмов и монастырей. Некоторые из них присутствуют в знаменитом библиофильском собрании. Например, известное издание «Исторические записки и сведения о Покровском и святого Василия Блаженного соборе» А.Е. Белянкина 1847 года или «Азбучный указатель имен личных, географических названий, монастырей, церквей, кладбищ и разных предметов, в книгах 8‒13 "Жизнь и труды М.П. Погодина" упоминаемых» 1899 года17 и др. По понятным причинам (личное мировоззрение и отношение к религии советского государства) Смирнов-Сокольский не развивал эту тему в своем книжном собрании, хотя подобные издания выдержаны в классическом духе русских книг XIX века и снабжены, как правило, замечательными литографиями или гравюрами (нередко раскладными) с видами той или иной обители. Представляется, что они вполне вписываются в концепцию третьего тома «Моей библиотеки». На сегодняшний день в нашем собрании присутствует более 30 подобных изданий, для описания которых должен быть свой раздел.

Сходной выглядит картина с изданиями, посвященными русской провинции. Если книг о Москве, ее памятниках архитектуры, быте и нравах москвичей у Смирнова-Сокольского было более чем достаточно, да и классические книжки о Петербурге наличествовали, то иные книги «о городах и весях» фактически отсутствуют. Ну не очень-то любил великий библиофил русскую провинцию за пределами «путешествия из Петербурга в Москву»! А между тем книг таких много, и они имеют те же характерные особенности, что и издания, описанные в предыдущем разделе. Ну чем плоха какая-нибудь «Прогулка по древнему Коломенскому уезду с приложением литографированных рисунков» Н.Д. Иванчина-Писарева, отпечатанная в Москве в типографии Августа Семена в 1844 году?! Замечательное «Историческое обозрение Нижнего Новгорода и переведенной туда Макарьевской ярмарки» Ивана Гурьянова 1824 году или «Поездка в Якутск» Н.Щ. [Николая Щукина] 1833 года с таблицей «Изображения звериных промыслов»?18

Продолжают этот ряд книги о путешествиях, столь популярные у современных собирателей. А вот Н.П. Смирнов-Сокольский их в свою библиотеку допускал лишь по краткому закрытому списку19, видимо, приняв однажды такое решение. Но ведь более чем странно не иметь в библиотеке классического толка таких хрестоматийных книг, как двухтомное «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенинникова

1755-го или 1786 года или «Путешествие в Персию» Г. Друвиля 1826 года — замечательный пример работы художников и типографов пушкинской эпохи. И таких чудесных книг — более чем достаточно!

Обширно представленные в библиотеке Н.П. Смирнова-Сокольского издания XVIII века также имеют тематические пробелы. По всей видимости, собиратель оставлял эти лакуны вполне сознательно, «находясь в здравом уме и трезвой памяти», сосредоточившись на литературных произведениях. Хотя, если говорить о том, что классическая библиотека стремится к максимально широкому охвату записных книжных редкостей, трудно объяснить, почему курьез «Описание вши, виденной в микроскоп» Ф.В. Каржавина 1789 года достоин знаменитой библиотеки, а редкостные «Мемории, или Записки артиллерийские» П. Сен-Реми 1732‒1733 годов, для которых специально был отлит шрифт, нет. Видимо, собиратель избегал «милитаристской» темы, ограничив себя некоторыми петровскими изданиями («Учение и практика артиллерии» 1711 года, роскошная «Книга Марсова» 1713 года). Подтверждением этому служит и отсутствие, скажем, «Книги об атаке и обороне крепостей» Себастьяна де Вобана 1744 года редкого «Устава воинского» (как 1719-го, так и 1841 года) и других аналогичных изданий. Таким образом, найдется, чем пополнить третий том «Моей библиотеки» из числа редких книг XVIII века и посвященных армейской теме изданий первой половины XIX века. Мы знаем, что среди них также достаточно трудно находимых, хорошо иллюстрированных изданий. Небольшой раздел из наиболее интересных книг вполне можно сформировать в духе библиотеки Смирнова-Сокольского, избежав темы «История полков» с помпезными изданиями. Да и ряд других тематических изданий XVIII века органично дополнят этот раздел книжного собрания.

Открытым остается вопрос возможности присутствия в качестве небольшой главки разнообразных церемониалов первой половины и середины XIX века. С одной стороны, вполне очевидно, что они по идеологическим соображениям и сформировавшимся книжным пристрастиям никак не вписывались в библиотеку знаменитого библиофила. С другой — весьма познавательные тексты, отпечатанные в малом количестве экземпляров и заключенные в специально изготовленные папки для знатных особ, — логичный раздел любой библиотеки классического толка, служащий ее украшением.

В изобилии выходившие в первой половине и середине XIX века художественные произведения и иллюстрированные издания позволяют найти десятки книг, которые просто обязаны присутствовать в собрании Смирнова-Сокольского, но отсутствуют в двухтомнике «Моя библиотека».

Всe, что связано с именем А.С. Пушкина тщательно собиралось Николаем Павловичем. В этом ряду находятся поздние иллюстрированные издания и альбомы иллюстраций к классическим произведениям: альбом рисунков П.П. Соколова к «Евгению Онегину», «Гавриилиада» с иллюстрациями С.В. Кукурузы (1940), брюссельское издание «Петрополиса» «Евгения Онегина» с иллюстрациями М.В. Добужинского, аквилоновский «Скупой рыцарь» с его же рисунками (1922), «Маленькие трагедии» с иллюстрациями В.А. Фаворского (1961) и т. д. Но где же многие другие издания? Не углубляясь в послереволюционное время, закономерно поставить в этот ряд пушкинианы редкий альбом К. Шрейдера «Очерки к Борису Годунову» (1842), «Капитанскую дочку» издания В.Г. Готье с иллюстрациями того же П.П. Соколова (1891). А может быть, и многочисленные издания «Евгения Онегина» от простеньких XIX века до выдержавших не одно переиздание более роскошных с иллюстрациями Е.П. Самокиш-Судковской?

Не приводя в качестве примеров произведения второстепенных авторов, отметим, что среди книг литераторов XIX века, обширно представленных в первом томе «Моей библиотеки», есть примечательные лакуны, которые просто необходимо заполнить. Так, среди книг П.П. Свиньина отсутствуют знаменитые пятитомные «Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей»; у И.А. Гончарова — первые издания «Обломова», «Обрыва», «Фрегата Паллада»; Н.С. Лескова — «На ножах», первые издания «Мелочей архиерейской жизни» (есть лишь четвертое издание 1915 года); Н.А. Некрасова — первое полное, пусть и посмертное, нечасто встречающееся издание «Кому на Руси жить хорошо» (1880); многие прижизненные издания И.С. Тургенева.

Конечно, Н.П. Смирнов-Сокольский, имея яркие литературные пристрастия и интересы, формировал библиотеку, как и все крупные библиофилы, под личный вкус, расставляя свои книжные вехи и прокладывая собственные маршруты. Сейчас уже не поговоришь с великим книжником и не расспросишь о том, почему в библиотеке существуют те или иные пробелы. А так хотелось бы!

Один из таких вопросов должен безусловно касаться столпов русской литературы — Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Первый представлен «Военными рассказами» (вполне понятно — первая книга!) и несколькими собраниями сочинений. Второй — также собраниями и полным комплектом «Дневника писателя». Риторические вопросы об отсутствии знаменитых первоизданий классических произведений оставим повисшим в воздухе. Вполне очевидно, что они неоднократно попадались великому собирателю (полагаю, что в том числе в великолепном виде и с автографами), но не вызывали у него интереса. В отличие, скажем, от А.П. Чехова, описания первых трех книжек которого и ряда собраний сочинений мы найдем в том же разделе «Книги XIX века. Русские писатели и ученые» первого тома.

Отметим заодно, что к собраниям сочинений Н.П. Смирнов-Сокольский имел безусловную слабость и, по всей видимости, порой считал достаточным поставить его на полку и, что называется, «закрыть тему», связанную с тем или иным именем, особенно, если творчество писателя приходилось на вторую половину XIX века. Яркий пример тому — П.И. Мельников-Печерский. В библиотеке имелось лишь вольфовское собрание его сочинений 1911 года и редкое анонимное издание проправительственной брошюры «О русской правде и польской кривде» 1863 года в подносном цельнокожаном переплете20.

В целом пока остается не очень понятным — подбирались ли такие собрания сочинений для чтения на досуге или заполняли ниши «обязательных» русских классиков, отдельные издания которых Смирнов-Сокольский не считал необходимым ставить на полки своей библиотеки.

Соприкасающейся темой с разделом беллетристики (а может быть, существующей и в нем самом) являются драматургические произведения, причем не только пьесы, но и водевили, а также либретто опер и оперетт. Таких изданий у знаменитого библиофила было более чем достаточно, они присутствуют в различных разделах «Моей библиотеки». Но, конечно, далеко не в полном объеме. В качестве примера приведем имевшую шумный успех и названную П.Н. Берковым «редчайшей»21 оригинальную комедию «Лизонька» известного драматурга и историка театра П.Н. Арапова 1858 года, «Иван Савельич. Московская шутка-водевиль» Ф.А. Кони 1835 года, «Катенька, или Семеро сватаются одному достается. Комедия-водевиль» 1836 года и др. При этом ряд других комедий того же Арапова и его «Летопись русского театра» имелись в собрании Смирнова-Сокольского.

Вне поля библиофильских пристрастий осталось множество детских книг первой половины и середины XIX века. Мы знаем о том, что классик книжного собирательства устремил свои взоры на детские альманахи и сборники, а также иллюстрированные азбуки этой эпохи. Кроме того, в его собрании, конечно же, присутствовали первые издания «Конька-Горбунка» П.П. Ершова, «Пестрых сказок» В.Ф. Одоевского, различные издания басен И.А. Крылова и некоторые другие классические книги. Но многого и не было: от редчайшей «Черной курицы» А. Погорельского до целого набора других пользовавшихся тогда успехом произведений22.

Среди произведений иностранных авторов XVIII‒XIX века мы найдем несколько книг, посвященных теме масонства. Среди них «Божественная и истинная метафизика» Д. Пордеджа 1787 года (экземпляр ее издателя Н.И. Новикова), «Масон без маски» Т. Уилсона 1784 года, «Апология, или Защищение ордена вольных каменщиков» И.А. Штарка 1784 года, «Волтерианцы, или История о якобинцах, открывающая все противу христианские злоумышления и таинства масонских лож» О. де Баррюеля 1805‒1809 годов и др. Но большое количество книг по этой теме отсутствует. Достаточно сказать, что в алфавитном указателе авторов нет фамилии Эккартсгаузена, произведения которого достаточно активно издавались в России в первой трети XIX века. Упомянем в качестве примера отсутствующие «Отрывки из сочинений г. Эккартсгаузена» 1803 года, экземпляр которых имеется в нашей библиотеке из собрания С. Лифаря с его печаткой-экслибрисом на переднем форзаце. Среди подобных книг есть записные редкости, в число которых входят «Письма к другу и завещание сыну об ордене Св<ободных> К<аменщиков>», упомянутые у Н.Б., И.М. Остроглазова и Г.Н. Геннади23.

Мы уже упоминали о том, что раздел библиографии, находящийся в неаннотированной части каталога, достоин попадания в его первую часть. У Смирнова-Сокольского были все основные «хиты» этого раздела, обязательные для серьезной библиотеки. Но всe же найдется чем пополнить и эту главу библиофильского романа. Отсутствуют, например, редкий «Каталог хранящимся в Императорской публичной библиотеке изданиям, напечатанным гражданским шрифтом при Петре Великом» А.Ф. Бычкова 1867 года24, «Редчайшие книги, напечатанные в России на русском языке» С.Р. Минцлова 1904 года, (тираж 100 экз.) и ряд других.

В заключение упомянем и об определенных лакунах в периодических печатных изданиях. Конечно, не будем в них включать подшивки журналов «Огонек», «Работница» или даже «Нива». А вот, например, «Русский инвалид» присутствует с весьма подробной аннотацией, но лишь за первый год издания (1813). Разве не интересно содержание этого известного еженедельника в последующую пушкинскую эпоху? А почему полностью отсутствует «Сын Отечества», содержащий множество пушкинских прижизненных публикаций? Качнувшись в другую эпоху, обнаружим, что в подборке журнала «Среди коллекционеров» отсутствуют, судя по описанию в «Моей библиотеке», все номера за самый редкий 1921 года.

Таким образом, мы лишь самыми широкими мазками и единичными примерами представили возможное содержание третьего тома. Судя по опыту прошлых лет, темпы подбора материала таковы, что необходимое количество книг будет собрано к 2020 году, что вселяет оптимизм и жизненную перспективу. Поработав ударными темпами, можно получить шанс представить искомый аннотированный каталог в 2019 года на Пятой конференции «Библиофильство и личные собрания». Тем самым эстафетная палочка, ведущая к границам жизненного горизонта, передается всем участникам нынешней конференции. Уверен, что издательство Российской государственной библиотеки «Пашков дом» сумеет достойно осуществить этот замысел, повторив эстетику легендарного зеленого двухтомника «Моей библиотеки» в памятных нам всем суперобложках.

______________

1 Н.Б. [Н.И. Березин].Русские книжные редкости: опыт библиогр. описания редких книг с указанием их ценностей. М.: Центрполиграф, 2004. Ч. 1. С. 9.

2 См., например: Там же. Ч. 1. № 193, 214, 320; ч. 2. № 52, 65, 210, 213, 236, 326 и мн. др.

3 См., например: Груздев С.С. Микроорганизмы пыли на волжских пароходах: бактериол. исследования д-ра мед. С. Груздева, орд. Клиники проф. В.А. Манассеина в С.-Петербурге. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1891; Н.Б. [Н.И. Березин].Русские книжные редкости… Ч. 2. № 74.

4 См.: Малеин А.И., Флер М.Г. О редкой книге. М.; Пг.: ГИЗ, 1923; Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Л.: Начатки знаний, 1924; Шибанов П.П. Desiderata русского библиофила: редчайшие книги и их современная расценка: (к докладу в Русском о-ве друзей книги 15 апр. 1927 г.) / [Акц. о-во «Международная книга»... Антикварный книжный магазин]. М.: 13-я тип. Мосполиграф «Мысль печатника», 1927.

5 См.: Книговедческое аннотирование и систематизация книжных памятников: метод. рекомендации / Рос. гос. б-ка; сост.: Л.И. Бердников, С.С. Ишкова, И.М. Полонская, И.Ю. Фоменко, Е.И. Яцунок. М.: Изд-во РГБ 1997. С. 3‒4.

6 См. о них более подробно: Сеславинский М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов.  С. 50, 5, 47, 18.

7 См. подробнее: Блюм А.В. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов, 1917‒1991: Индекс советской цензуры с комментариями. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. С. 127.

8 См. подробнее: Панков Ю.В. Литература специального назначения // Про книги.  2011. № 2. С. 66‒77.

9 Смирнов-Сокольский Н.П. Моя библиотека: Библиографические описания: в 2 т. М.: Книга, 1969.

10 См., например: Лавров В.В. Книжная лихорадка. Москва, вторая половина ХХ века: печатные сокровища, библиофилы, букинисты: детектив в лицах, документах, воспоминаниях и легендах. М.: Кн. клуб 36.6, 2007. С. 106.

11 См.: Белинский В.Г. Письма: в 3 т. / ред. и примеч. Е.А. Ляцкого. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914.

12 См.: Шибанов П.П. Desiderata русского библиофила. № 378.

13 В качестве примеров упомянем, что в книге «Аромат книжного переплета: Отечественный индивидуальный переплет XIX‒XX веков» (М., 2011) описано около 500 изданий, в альбоме «Рандеву: русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века» (М., 2009) — более 100 книг, в альбоме «Гирлянда из книг и картинок: детское чтение в дореволюционной России» (М., 2011) — 250 книг, в каталоге «Прижизненные издания русских писателей XVIII ‒ начала XX века в собрании Михаила Петровича Краснова» (М., 2012) — 464 книги, в каталоге «Книги и рукописи в собрании И.Ю. Охлопкова» (М., 2009) — 278 книг.

14 Смирнов-Сокольский Н.П. Моя библиотека. Т. 1. С. 88.

15 Там же. Т. 2. С. 341.

16 Там же. Т. 1. С. 17‒18.

17 Там же. Т. 2. С. 332.

18 У Н.П. Смирнова-Сокольского находилась лишь книга Н.С. Щукина «Ангарские пороги: Сибирская быль» (СПб., 1835). См.: № 1260.

19 В качестве примеров назовем А.Е. Мартынова «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы» (СПб.: Тип. А. Плюшара, 1819). См.: № 4217 или: Киннейра Дж.-М. Топографическое описание пути от Арзрума до Трапезунда, с историческим и статистическим обозрением сих важных городов, равно как и всех мест, между оными лежащих, и взаимного их между собой расстояния / Изд. по случаю покорения г. Арзрума победоносными Российскими войсками. М. : Университетск. тип., 1829. № 3958.

20 Смирнов-Сокольский Н.П. Моя библиотека. Т. 1. С. 348‒349.

21 Берков П.Н. История советского библиофильства (1917‒1967). М.: Книга, 1983. С. 98.

22 См., например: Сеславинский М.В. Гирлянда из книг и картинок: детское чтение в дореволюционной России. Т. 1. С. 19, 126, 130.

23 Н.Б. [Н.И. Березин].Русские книжные редкости…Ч. 1. № 437; Остроглазов И.М. Книжные редкости. СПб., 1892. [Oттиск из журнала «Русский архив».] № 269; Геннади Г.Н. Русские книжные редкости. СПб.: Тип.А. Траншеля,1872. С. 143.

24 Н.Б. [Н.И. Березин].Русские книжные редкости…Ч. 1. № 86; Геннади Г.Н. Русские книжные редкости. № 213; Остроглазов И.М. Книжные редкости. № 143.